Последние годы всё чаще можно слышать слова «облако» и «гейминг» рядом. А что это за технология такая вообще? Магазин ключей ICE GAMES представляет вашему вниманию статью о том, как работает облачный гейминг. Сегодня мы рассмотрим её со всех сторон, поищем преимущества, недостатки и потенциальные риски. Поехали!
Что это такое
Облачный гейминг или стриминг игр — технология, которая запускает игры на удалённых серверах и стримит картинку со звуком на компьютер пользователя, в отличие от традиционного гейминга, где игра устанавливается на конкретное устройство и играется там же.
Преимущества
Преимущества такой технологии очевидны. Во-первых, игроки со слабым железом могут себе позволить играть в игры в высоком разрешении со стабильной частотой кадров. Ваша машина может включить киберпанк только в картофельной графике в 15 кадров? Облачный гейминг может стать подходящим решением.
Кроме производительности, вторым преимуществом является отсутствие необходимости в установке этих игр прямо на вашем компьютере, благодаря чему можно сэкономить много места на диске. Уже есть с десяток (а то и больше) AAA-проектов, которые занимают более 100 гигабайтов, и дальше будет только хуже.
Благодаря тому, что игра выполняется удалённо, в неё можно играть с различных устройств: компьютер, консоль, телевизор и даже мобилки.
Недостатки
У облачного гейминга не всё так солнечно, как может показаться на первый взгляд. Одним из таких является необходимость в наличии стабильного высокоскоростного интернета, чтобы отправить ввод с клавиатуры, мыши или геймпада и как можно скорее получить обратно картинку на экран и звук. К сожалению, текущая инфраструктура интернета полностью не поможет избавиться от задержки, даже если у вас имеется хороший провайдер.
Недостатком может быть и распространённость серверов у конкретного поставщика услуг. Если вычислительные центры находятся достаточно далеко или их мощностей не хватает, то это приведёт к дополнительной задержке или длительным очередям.
Кроме того, доступ к зарубежным решениям в РФ сейчас ограничен, а у некоторых отечественных аналогов довольно скромные мощности. Несмотря на это, имеются сервисы, в которых мощности предоставляются владельцами ПК в аренду, однако здесь уже встаёт вопрос безопасности.
Потенциальные проблемы для игровой индустрии
Вместе с этим развитие облачного гейминга порождает целый ряд проблем и может оказать негативное влияние на игры в целом.
Часть решений облачного гейминга продаются «в аренду»: пользователь платит за час игры или за месяц подписки. Это может стимулировать разработчиков выпускать растянутые игры, чтобы игроки тратили больше времени на их прохождение. Разумеется, облачный гейминг является не единственной причиной такого феномена (в целом, AAA-сегмент страдает этим последние годы), однако облако здесь никак не способствует улучшению ситуации.
К облачному геймингу могут в любой момент ограничить доступ, и тогда пользователи сервиса потеряют доступ к нему и своим данным. К тому же, в цифровых технологиях покупка физических копий постепенно заменяется арендой цифровой копии — разработчик может в любой момент накатить обязательных обновлений или просто удалить игру.
Технология также способствует развитию не пропускаемой рекламы, которая может стать частью игрового процесса, негативно влияя на иммерсивность игроков. Подобное сейчас наблюдается в мобильных играх, а Ubisoft пыталась добавить рекламу своих проектов в них же (что воспринялось игроками достаточно остро), и не хочется, чтобы это стало стандартом в геймдеве.
Провал Google Stadia, или почему не всё так просто
На самом деле поддержка облачного гейминга гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Это показывает печально известная Google Stadia.
Когда крупные компании осознали, что на технологии можно заработать, они тут же ринулись создавать свои собственные сервисы облачного гейминга. И компания Google не осталась в стороне.
В марте 2019 года анонсировали Stadia, очередную платформу для стриминга игр от самой Google. В ноябре того же года она вышла в свет. Реакция была неоднозначной: сразу после выпуска отсутствовали некоторые обещанные функции, кроме того, обнаружилось много технических проблем. Предзаказов было крайне мало, а эксклюзивов и того меньше (среди них отсутствовали AAA-проекты). В отличие от сервисов конкурентов, в Stadia игры продавались за полную стоимость, что вызвало много критики.
Несмотря на создание и поддержку игровых студий, сервис не оправдал надежд. Зимой 2021 года Google закрыла игровое подразделение Stadia Games & Entertainment, а в июле 2023 года объявила о закрытии самой Stadia, что стало большой неожиданностью не только для игроков, но и разработчиков.
У Google были большие ресурсы и возможности, но это не спасло их детище от закрытия. Почему? Компания имела в распоряжении большое количество технических специалистов и инженеров, но вот с людьми, с творческими кадрами, которые разбираются в видеоиграх, было плохо. Кроме того, платформу уничтожила и череда неудачных решений, лёгших в бизнес-модель: у компании просто не получилось создать конкурентоспособный сервис. В какой-то момент контроллеры Stadia стали раздавать бесплатно, потому что заказов было крайне мало, а контроллеров слишком много.
Итоги
И всё-таки, полезен ли облачный гейминг или нет? О вреде и пользе любой сложной технологии можно спорить бесконечно. Важно, чтобы люди научились ей правильно пользоваться. У дистрибьюторов игр вроде Steam или Epic Games Store тоже немало проблем, однако большинство игроков пользуются ими и получают от этого немало пользы. Время покажет место облачного гейминга в индустрии.