Данная категория будет знакома больше фотографам. Эффекты ниже имитируют те или иные свойства (или изъяны) систем линз фотоаппаратов. И хоть это не слишком реалистично для обычного человека (всё таки, глаз — не камера), их всё равно используют для придания особого стиля игре, лучшей передачи динамики геймплея, настроения или для фокуса игрока на важных вещах.
Глубина резкости (Depth of Field)
Один из самых таких распространённых эффектов — глубина резкости. Если не считать масштабирования, о котором мы рассказали выше, данный эффект в этом списке — первый, в котором не обойтись без дополнительной информации об изображении. Он симулирует свойство линзы фокусироваться в одной точке. Если объект будет слишком близко или слишком далеко, он будет в расфокусе, а следовательно станет немного размыт.
С одним только цветом провернуть такой трюк не получится, ведь нам нужно знать, где какие объекты находятся. Для этого можно использовать буфер глубины — это чёрно-белое изображение, в котором для каждого пикселя хранится информация о том, насколько далеко от камеры он лежит. Чёрные пиксели соответствуют очень близкому расстоянию, а белые наоборот. Зная параметры камеры и глубину пикселя можно посчитать его точную позицию на уровне, что можно использовать для того, чтобы определить, как далеко от фокуса находится каждый объект.
На самом деле, это только лишь один из немногих примеров использования дополнительных буферов. На самом деле он (как и некоторые другие) используются во многих эффектах.
Размытие в движении (Motion Blur)
Наверняка вы не раз сталкивались с неприятным явлением, когда вы пытались что-то или кого-то сфотографировать, но из-за движения объектов или рук фотография получалась нечёткой. Такая ситуация также именуется словами «шевелёнка» или «смаз».
Однако такой дефект можно обернуть себе на пользу! Например, давайте представим, что вы делаете гоночную игру, в которой игрок управляет каким-либо транспортом на высоких скоростях. Как можно передать динамику от управления, чтобы игрок почувствовал быстроту движения? Например, можно поиграться с формой уровня, углом обзора камеры, добавить летящие частицы.
С помощью постобработки же можно немного смазать быстро движущиеся относительно игрока объекты (другие машины, дорогу по краям экрана, деревья по бокам), чтобы добавить немного специй в общий рецепт гоночных симуляторов.
Однако с этим нужно быть аккуратным. Зачастую этот эффект добавляют в игры необоснованно или перебарщивают с его интенсивностью, после чего можно где-нибудь в отзывах Steam увидеть множество негативных комментариев про «мыльную» картинку.
Хроматическая аберрация (Chromatic Aberration)
Ещё один эффект, симулирующий поведение линз, называется хроматической аберрацией. Как вы знаете, цветное изображение компьютера состоит из трёх цветов — красного, зелёного и синего. Но что будет, если красный, зелёный и синий цвета одного и того же пикселя случайно не сойдутся в одной точке и наложатся на другие части изображения?
Такое на самом деле случается с реальными фото- и видеокамерами. Из-за дешевизны оборудования или других неисправностей волны света разной длины, рассеиваясь в линзах и собираясь на матрице или плёнке, могут не состыковаться и не попасть в одно место, из-за чего на границах объектов можно заметить небольшое размытие и радугу.
Такой эффект также активно используют в играх. Обычно аберрацию реализуют так, что её видно только у краёв экрана, а центр остаётся нетронутым. В таком случае, она не будет мешать, а её наличие может повлиять на общее настроение игры, например, если нужно подсказать игроку, что что-то вокруг идёт не так. Также этим эффектом можно воссоздать стиль старых кассетных видео конца прошлого века.
Отблеск от линз (Lens Flare)
Кроме аберрации так же есть эффект отблеска, в результате которого при наличии ярких источников света на изображении появляются блики различных форм. Такое явление случается из-за самого аппарата, когда его стенки и линзы оказывают влияние на попадающий в камеру свет. С его помощью можно прибавить «синематичности» картинке или акцентировать внимание на яркости солнца.
Виньетка (Vignette)
Виньетка — один из самых популярных эффектов, имитирующих поведение камеры. Самое удивительное, что вы, скорее всего, даже не обратите на него внимания, если не будете специально искать. Он действует очень просто - затемняет края изображения. И да, это тоже дефект камеры. Виньетку обычно добавляют в небольших количествах, чтобы немного сместить фокус игрока на центр изображения.